В центре внимания: Элиэль и Ээро Сааринен

23/08/2014

В центре внимания: Элиэль и Ээро СаариненЭэро и Элиэль Сааринены – это, пожалуй, самый известный дуэт отец-сын в архитектурном мире. Они имели намного больше общего, чем просто фамилию. Оба дизайнера, оба оказали колоссальное влияние на города, где работали и делали свое дело. Оба были награждены золотыми медалями AIA, и, как ни странно, они даже родились в один и тот же день. Но когда дело доходит до сравнения их архитектурных стилей, здесь общее заканчивается.

Элиэль Сааринен (1873-1950) был известен в родной Финляндии за его стиль модерн (этот стиль позже окрестили финским национальным романтизмом), в котором была построена Центральная Железнодорожная станция Хельсинки.

В то время как Ээро Сааринен (1910-1961) получил известность как один из лидеров международного стиля, проектировавший здания, полностью преобразившие американский ландшафт. Чего только стоит Международный аэропорт Даллеса, названный одним из десяти зданий, которые изменили Америку. Выставка работ Ээро Сааринена "Репутация для инноваций" открылась в апреле 2013 года в музее архитектуры и дизайна в Лос-Анджелесе. Она представила две ключевые работы Сааринена:

  • проект Смитсоновской галереи искусств, который должен был быть первым музеем Вашингтона, посвящённым современному искусству;
  • и международный аэропорт Даллес, разработанный как первый аэропорт страны.

 

В центре внимания: Элиэль и Ээро СаариненНесмотря на то, что Элиэль был достаточно уважаемым архитектором и градостроителем Европы (он на самом деле помог сформировать города Финляндии, Венгрии и Эстонии) в какой-то период своей жизни он решил эмигрировать в США. Вместе с молодой женой и всей семьей (включая 13-летнего Ээро) Сааринен в конце концов обосновался в Мичигане и стал президентом Кранбрукской академии искусств, проектировавшей многие здания, и профессором Мичиганского университета.

Ээро, который станет одним из самых важных американских архитекторов середины 20-го века, начал с изучения скульптуры и дизайна мебели в Кранбрукской академии искусств, где подружился с Чарльзом и Рэйем Эймсами и Флоренсом Кноллом, учениками его отца. Чарльз Эймс и Ээро впервые получили признание за их совместные усилия: мебель «Тюльпан», которая позже получила промышленный дизайна и пошла в массовое производство на фабрике Кнолла.

Ээро начал набирать авторитет в сфере архитектуры в 1948 году, тогда, когда он взял первый приз на конкурсе проектирования Джефферсонского мемориала (завершён в 1960 году).

В центре внимания: Элиэль и Ээро СаариненПосле смерти отца в 1950 году (в возрасте 76 лет) Сааринен основал офис его собственной архитектуры "Ээро Сааринен и Ассоциация". Эта фирма разработала здания для John Deere, GM, IBM и CBS, а также многие другие архитектурные классические композиции. Интересно то, что Ээро был членом жюри по выбору конструкции Сиднейского оперного театра. И это не удивительно, учитывая то, что сам оперный театр взял много собственных фирменных качеств Сааринена: экспрессионизм, бетонные покрытия и изогнутые формы.

Ээро умер в возрасте 51 год, спустя одиннадцать лет после своего отца, в связи с опухолью головного мозга. Его классические произведения внесли неоценимый вклад в историю архитектуры.