«Подростковый период» смарт-индустрии близится к концу?

16/10/2015

«Подростковый период» смарт-индустрии близится к концу?В прошлом месяце Quirky признала себя банкротом, деятельность её сестринской компании Wink приостановлена до проведения аукциона, а сама она имеет весьма неопределённое будущее – в таком положении сейчас находятся две некогда наиболее смелые и известные компании смарт-рынка. Неужели это – показатель близкого конца эры «умной» техники? По мнению сооснователя Yonomi Кента Диксона (Kent Dickson), всё не настолько трагично, и все эти поражения крупных игроков – не более чем проявление «юношеской» нестабильности и перехода от беззаботного «детства» к зрелости.

Чтобы лучше понять, что происходит, следует обратиться к истории. Начать стоит, пожалуй, с 90-х, когда ритм жизни задавала гранж музыка, а Web-индустрия находилась в самом зародыше. Но несколько стартапов, пытающихся использовать в своих творениях преимущества новой необычной технологии, были уже тогда.

Наверное, самым известным поисковиком того времени был AltaVista. Его создатели сумели привлечь к проекту немало умных людей с инновационными идеями, а в качестве спонсора – одну из наиболее успешных IT-компаний того времени – DEC. AltaVista стала пионером отрасли, одним из её символов. Но нам известно и окончание этой истории – при всей своей известности в начале, компания потеряла много денег, была несколько раз перепродана и, в конце концов, в 2013 она была закрыта своим последним владельцем – Yahoo.

Но эта ниша недолго оставалась пустой. Совсем скоро на смену AltaVista пришёл Google, который сейчас является одной из самых дорогих компаний во всём мире. Google разительно отличается от AltaVista. Как же такие разные компании смогли стать одинаково значимыми для своей отрасли?

Всё дело в том, что во времена существования AltaVista Web-отрасль находилась в зародыше и требовала экспериментов. На самом деле, одной лишь идеи о том, что «поисковики являются критически важными для сферы Web», недостаточно. Она будет иметь действительно важное значение лишь в комбинации с технологиями, удобным дизайном продукта, маркетингом, правильной бизнес-концепцией и грамотными сотрудниками. С учётом этого с ходу избрать верную стратегию бывает весьма непросто. Компании-первопроходцы в такой ситуации нередко становятся «лабораториями», в которых изучается влияние на неё саму и на отрасль в целом той или иной тактики.

На самом деле, аналогичных примеров существует достаточно. Вспомните eToys и Broadcast.com. Смогли бы Amazon и Netflix достичь своих высот без этих «пионеров»? Вряд ли.

Таким образом, если провести аналогию между поисковыми системами и «умной» техникой, можно предположить, что закрытие Quirky и Wink вовсе не говорит о том, что смарт-рынок находится в стадии упадка. Скорее, наоборот, – эти компании были лишь одним из компонентов рынка, «тестовым полигоном».

И, конечно же, говоря о рынке, нельзя забывать о потребителях. Предпочтения пользователей весьма изменчивы. Мало того, потребители часто сами толком не знают, чего именно хотят, пока не увидят это. И пускай различия между двумя товарами не очень значительные, и на бумаге всё звучит логично и правильно, перемены во вкусах целевой аудитории неизменно приводят к подобным драмам. Случается так, что история существования очередной компании заканчивается очень неожиданно и в некотором смысле трагически. Но любая неудача является уроком для последователей, а каждая оплошность становится ключом к дальнейшему развитию всей отрасли.

Закрытие Quirky и Wink не замедлит темпов развития Nest, Sonos, Philips Hue, а также части стартапов, которые прислушаются к полученным урокам. Как уже не раз доказала нам Gartner, вслед за «кульминацией упадка» следует «взрыв развития», и в тот момент пути назад уже нет. Совсем скоро мы сможем наблюдать расцвет «юности» отрасли – уже достаточно взрослой, но ещё не консервативной. И это будет выглядеть прекрасно!

 

Фото: «Подростковый период» смарт-индустрии близится к концу? (источник: Yonomi)