Амстердам: "Мерзкий, грязный и слишком многолюдный"

21/08/2014

Амстердам: Мерзкий, грязный и слишком многолюдныйДиректор Государственного музея Амстердама, Вим Пайджбес, в своём открытом письме к голландской газете "NRC Handelsblad" заявил, что голландская столица является "мерзкой, грязной и слишком многолюдной." Он жалуется в первую очередь на отсутствие культуры у временно проживающих в столице, на нечистоты в каналах, на скутеров в историческом центре города. Он утверждает, что "очарование и вдохновение этого города давно исчезли". Амстердам сегодня как магнитом притягивает тех, кто любит "атмосферу вседозволености". Предстоит тяжелая битва за то, чтобы вернуть городу его былую репутацию.

Такие инициативы, как "Проект 1012", который стремится поставить ограничение, приостановить деятельность (и даже закрыть) некоторые из публичных домов и "кафе" с марихуаной в историческом ядре города, являются частью широкомасштабной кампании по его очистке. Для Фергюса О'Салливана, однако, всё не так. Он утверждает, что "если Амстердам потеряет чувство свободы, свою ауру вседозволенности, то он потеряет часть своего восторга, свою уникальность и тот безупречный порядок, который строится на хрупком равновесии".

 

Музей RijksmuseumМузей Rijksmuseum

Один из музеев Амстердама, посвящённый Пьеру Кайперсу, архитектору этого здания, стоит на страже местной культуры уже с 1885 года. В прошлом году он открылся вновь после десяти лет реставрации и реконструкции. На протяжении веков здание претерпело ряд плохо выполненных "улучшений": причудливо украшенные фресками стены и потолки были побелены; драгоценные мозаики нарушены; декоративные поверхности замазаны; и стены были покрыты пылью. Самый ужасный ущерб музей понёс в середине 20-го века: "было сделано всё, чтобы скрыть оригинальность здания, но Крус Ортис (тот, кто выиграл конкурс на редизайн музея в 2003 году) открыл имеющуюся архитектуру заново, вернул здание к исходным пространственным объёмам".

Круз Ортис "выиграл конкурс, потому что он явился тем, кто был в состоянии посмотреть на здание свежим взглядом и принимать радикальные решения." Открывая дворы, например, он создал новые крупные общественные пространства в самой сердцевине конструкции. Критики утверждают, что "в результате этого здание обрело новый вид прозрачности, получило свежее дыхание, свет теперь может проникать более свободно – он работал фантастически хорошо".

Музей RijksmuseumФрагментация здания, которая произошла в 1950-х и 60-х годах означала, что было потеряно всё: и ориентация, и визуальная согласованность. Крус Ортис осуществлял подход "меньше, но лучше" путём удаления, очистки и консолидации лабиринтного пространства, в результате чего стали вновь видны оригинальные объемы здания.

Кроме того, при открытии этих больших площадей и центрального входа было немедленно восстановлено былое чувство пространства. Критики говорят, что "двор работает, потому что это шумное место. Вам не нужен билет для того чтобы войти – это доступная для всех общественная площадь внутри музея".