Плуг для мотоблока своими руками

Мотоблок – универсальный помощник любого садовода, а плуг еще больше расширяет возможности этой техники. Далее мы расскажем:

  • для чего нужен плуг и как он работает;
  • из чего делать;
  • как сделать плуг для мотоблока своими руками;
  • на что обратить внимание при изготовлении;
  • как сделать регулировки;
  • как пользоваться плугом, установленным на мотоблоке.

 Мотоблок с установленным на нем плугом

Для чего нужен плуг и как он работает

Сначала необходимо определить, для каких работ, грунта и культур нужен плуг. Это поможет более точно просчитать его конфигурацию и размеры. Принцип работы любых видов плуга одинаков – острый нож подрезает землю и корни растений, а отвал округлой формы вынуждает подрезанный кусок земли подняться и перевернуться. Некоторые модели не просто переворачивают землю, но и разбивают куски, однако сделать такое устройство самому очень сложно. Поэтому мы предлагаем для самостоятельного изготовления четыре вида плугов:

  • одиночный;
  • двойной;
  • оборотный;
  • двухсторонний.

Так выглядит одиночный плуг с минимумом настроек

Одиночный подходит для регулярно обрабатываемой и не слишком твердой земли. Его достоинство – простота изготовления и настройки, а недостаток – необходимость пахать следующий ряд в том же направлении, что и предыдущий. Двойной отличается от одиночного дополнительными ножом и лемехом, благодаря чему первые нож и лемех обрабатывают верхний слой почвы, а вторые идут глубже. Такая конструкция подходит для целинных или давно не обрабатываемых грунтов. При этом он сохраняет все достоинства и недостатки одиночного варианта. Оборотный представляет собой два плуга, установленных на разных сторонах основы, что позволяет менять направление откидывания земли переворотом устройства. Для этого не приходится даже глушить мотоблок, достаточно вытащить лемех из земли, отсоединить фиксатор и перевернув устройство, зафиксировать его в новом положении.

Такая конструкция устраняет главный недостаток одиночных устройств – необходимость возвращать мотоблок через весь участок, чтобы продолжать пахать в том же направлении. Двухсторонний плуг – это попытка избавиться от недостатка одностороннего инструмента без усложнения конструкции, для чего соединяют два разнонаправленных устройства в одно.

Из чего делать

Для изготовления плуга вам потребуются:

  • инструментальная или рессорная сталь для лемеха (хорошо подходит обломок циркулярной пилы подходящего размера);
  • мягкая сталь для отвала;
  • стальные полосы различной ширины и толщины;
  • крепление, соответствующее вашему мотоблоку;
  • механизмы регулировки (либо винтовые, что сложно, либо рейка с кучей отверстий и фиксатором).

Все эти детали можно найти на ближайшем пункте приема черного и цветного металла.

Сборка конструкции из деталей с ближайшего пункта приема черного металла

Как сделать своими руками

Сначала нужно выбрать такие параметры, как глубина вспашки и угол входа и расположения лемеха, ведь от них будут зависеть размеры и форма деталей. Идеальных или универсальных значений этих параметров не существует, поэтому необходимо либо консультироваться с тем, кто много лет работает такими плугами в вашей местности, либо читать различные форумы. Ну или ставить эксперименты самостоятельно, изготовив несколько устройств с различными параметрами и выясняя, какое из них лучше для той или иной операции. Многие зарубежные плуги, которые отличаются удобством использования и позволяют мотоблоку самостоятельно пахать землю, не обеспечивают переворот срезанного грунта, из-за чего обработка получается крайне некачественной. Поэтому необходимо уделить особое внимание верхней части отвала, она должна быть хоть чуть-чуть загнута вперед, чтобы земля, двигаясь по ней, переворачивалась.

Так может выглядеть продуманный чертеж

Кроме того, необходимо продумать механизмы регулировки, а также диапазон их действия, что позволит перестроить плуг для обработки другой почвы или под другие требования. Регулировать необходимо:

  • положение плуга относительно земли (угол входа);
  • поворот всего устройства относительно мотоблока;
  • уровень заглубления.

Регулировать угол входа можно как изменением наклона стойки (плуг закреплен неподвижно), так и изменением угла рабочего инструмента относительно вертикальной стойки. Для реализации первого способа нужно образовать треугольник, в котором верх и низ стойки будут двумя углами, а третьим шарнир рядом с креплением к мотоблоку. Изменяя длину верхней полоски можно в небольших пределах менять и угол входа. Такую же систему можно использовать и для регулировки плуга относительно вертикальной стойки. Минус первого метода в малом диапазоне регулировки, а второго в очень больших нагрузках и сложности при изготовлении деталей, а также обеспечении их неподвижности.

Поворот плуга относительно мотоблока приводит к изменению угла, под которым нож режет землю. Такая функция позволяет подстроить аппарат под любой тип грунта и снизить нагрузку на мотор. Ведь на рыхлых песчаных почвах угол можно сделать максимальным, что увеличит ширину обрабатываемой борозды, а на плотных и твердых грунтах его нужно уменьшать, чтобы повысить эффективность режущего воздействия и снизить нагрузку на мотор. Проще всего эту регулировку сделать с помощью полукруглой перфорированной полоски, под которой будет находиться направляющая планка вертикальной стойки. Передвигая планку и фиксируя ее с помощью штифта, можно в больших пределах изменять этот угол.

Способы регулировки различных параметров

Регулировать уровень заглубления можно как с помощью пера (пятки, каблука), расположенного на плуге, либо с помощью колеса, прикрепленного так, чтобы идти чуть в стороне от обрабатываемого участка. Если вы выбрали регулировку с помощью пера, то необходимо предусмотреть способ изменения его угла установки, что проще всего сделать с помощью винтовой передачи. К перу прикрепить регулировочный винт, а выше уровня земли установить планку, на которой винт будут фиксировать две гайки. Если же вы решили использовать колесо, то можно применить как такой метод регулировки, так и аналогичный описанному выше – совмещение отверстий на разной высоте и фиксация штифтом.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам избежать ошибок вне зависимости от модели плуга. Оптимальная толщина металла для отвала 1,5–2 мм. Оптимальная толщина стальных полосок силового каркаса – 5 мм. Для крепления лемеха к отвалу используйте потайные болты и приваренные к силовому каркасу гайки. Все стыки тщательно проваривайте, потому что плуг будет испытывать огромные нагрузки. Замените резиновые колеса мотоблока на грунтозацепы, это улучшит сцепление с почвой и увеличит тяговые возможности агрегата. Предусмотрите возможность установки другого переходного устройства, чтобы можно было использовать плуг с мотоблоками разных типов.

Какой бы способ изготовления вы не избрали, вам потребуются инструменты:

  • болгарка;
  • дрель;
  • сварочный инвертор;
  • плазморез;
  • набор отверток и ключей, включая головки.

 

Определившись с задачами и конфигурацией плуга, приступайте к разработке чертежа. За основу можно любой чертеж плуга для мотоблока, изложенный в интернете. Если вы никогда не делали таких агрегатов, то рекомендуем сначала изготовить самую простую модель с минимальным количеством регулировок, это поможет набить руку и пригодится при изготовлении более сложных образцов. В этом чертеже вам необходимо учесть:

  • размеры мотоблока;
  • способ подключения к нему;
  • способ и диапазон основных регулировок.

Собранный на сварке силовой каркас

Если вы что-то недостаточно продумаете на бумаге, то исправлять эту ошибку вам придется уже в металле, поэтому постарайтесь при составлении чертежа учесть любые мелочи. Если у вас уже был опыт изготовления подобных агрегатов, то сможете избежать множества ошибок. Закончив с чертежом, вырежьте все детали из картона и соедините их друг с другом, чтобы убедиться в отсутствии ошибок. Если все нормально, то нарезайте все необходимые детали и соединяйте их сваркой. Сначала сварите силовой каркас, состоящий из:

  • вертикальной стойки;
  • башмака;
  • полевой доски;
  • раскоса.

Затем прикрепите отвал, лемех и перо. После этого приступайте к установке регулировочных элементов и переходника для крепления к мотоблоку. Обязательно проверяйте каждый сварочный шов, если есть сомнения в его качестве, то проварите еще раз. Когда все детали собраны, проверьте работу механизмов регулировки.

Рубрикатор: