Откатные ворота своими руками

Откатные ворота, по сравнению с распашными, обладают серьезным преимуществом – они не требуют для раскрытия свободного пространства перед ними. Однако у откатных ворот есть и существенный недостаток – для нормального открытия им необходимо свободное пространство сбоку, длина которого минимум в полтора раза больше ширины ворот. В этой статье мы расскажем, как сделать откатные ворота своими руками и на что обратить особое внимание.

Как сделать откатные ворота из профнастила

Перед началом изготовления ворот, необходимо подготовить рабочее место и завести все необходимые материалы. В качестве рабочего места подойдет любая ровная площадка, длина и ширина которой позволят не только уложить на ней откатное полотно, но и свободно ходить вокруг него, то есть площадка должна в каждую сторону превосходить размеры полотна не меньше, чем на 2 метра. Желательно, чтобы площадка была асфальтированной или бетонированной, в этом случае не придется бороться с перепадом высот и выравнивать детали. После этого вам необходимо определиться, будете ли вы использовать готовый комплект роликов (его стоимость составляет 5–10 тысяч рублей) или будете все делать из подручных материалов.

Если вы выберете второй вариант, то вам потребуются различные подшипники и ролики, которые можно снять со старой техники или автомобилей. Наружный диаметр подшипников должен составлять 4–6 см, в зависимости от размера направляющих, которые вам тоже придется изготавливать самостоятельно. Поэтому мы рекомендуем воспользоваться готовым набором, это не только проще и безопасней, но и гораздо надежней.

Откатные ворота на роликах

Что потребуется для работы

Также вам потребуются следующие материалы:

  • квадратный металлический профиль размерами от 10х20 до 20х40 мм;
  • стальной уголок с размером полки от 30 до 50 мм;
  • куски листовой стали толщиной 8–10 мм;
  • материал для обшивки ворот; болты,
  • саморезы или заклепки для крепления обшивки;
  • стальной трубы квадратной или круглой формы размером не меньше 10 см, с толщиной стенок не меньше 5 мм;
  • материалы для создания фундамента;
  • грунтовку для металла. 

Вот список инструментов, которые вам пригодятся:

  • сварочный инвертор;
  • болгарка с отрезным и зачистным дисками;
  • проволочная щетка для болгарки;
  • рулетка;
  • набор гаечных ключей;
  • дрель с режимом перфорации;
  • сверла по металлу и бетону;
  • уровень;
  • кисть или пульверизатор;
  • инструменты для земляных работ.

Чертеж самодельных откатных ворот

Изготовление каркаса ворот по чертежу

При создании откатных ворот желательно сделать чертеж, в котором просчитать все параметры полотна, способы установки опор и направляющих. Опытный сварщик, изготавливающий такие ворота ежедневно, сможет обойтись без чертежа, но людям меньшей квалификации чертеж необходим. Во время конструирования и создания чертежа продумайте, на какой высоте вы будете устанавливать верхнюю направляющую. Обычно ее ставят под самый верх полотна, лишь бы она не выступала над ним, но встречается и гораздо более низкая установка, вплоть до 2/3 высоты полотна. Чем выше расположена верхняя направляющая, тем лучше она удерживает полотно ворот и тем больше получается длина дополнительной части полотна. Кроме того, необходимо продумать способ крепления каретки к полотну, а если вы изготавливаете каретку самостоятельно, то ее форму и размеры. Мы настоятельно рекомендуем использовать готовые направляющие и каретки, это немного увеличит ваши затраты, зато серьезно облегчит монтаж ворот и сделает и гораздо более безопасными. Вам также придется продумать различные механизмы, предотвращающие выкатывание ворот за отведенные для них пределы, в магазинах для этого есть все необходимое, поэтому вы можете воспользоваться либо готовыми деталями, либо идеями на их основе.

Устройство откатных ворот

В большинстве случаев длина дополнительной части ворот составляет от ¼ до ½ длины полотна, то есть ширины ворот. Направляющие должны соответствовать длине ворот, то есть их длина должна быть равна ширине ворот и полной длине полотна ворот. Поэтому в некоторых случаях дополнительную часть ворот делают короче ¼ ширины ворот, это ослабляет ветровую устойчивость полотна в частично открытом состоянии, зато позволяет вписаться в ограниченное пространство. Все это необходимо тщательно продумать на этапе конструирования и создания чертежа, чтобы не пришлось переделывать готовые ворота, подгоняя их по месту.

Установка опор

Откатные ворота своими руками

В качестве опор необходимо использовать металлические трубы квадратной или круглой формы, толщиной или диаметром не менее 100 мм и с толщиной стенок не меньше 5 мм, менее тонкие трубы могут не выдержать нагрузки, ведь сварка в какой-то мере ослабляет металл. Подробно технология установки опор описана в статье (Ворота своими руками), поэтому внимательно прочитайте ее. Во время установки опор очень удобно устанавливать и нижнюю направляющую, ведь в большинстве случаев под нее приходится заливать бетонную основу. Поэтому направляющую (нередко вместо нее используют металлический уголок, установленный углом вверх) крепят двумя способами – вмуровывают в бетон до его заливки или после полного схватывания бетона устанавливают на анкерах.

Также возможен вариант, когда вместо нижней направляющей к вмурованному в бетон швеллеру крепят каретки (такой способ крепления позволяет регулировать их высоту с помощью болтов), а направляющую устанавливают на нижней части полотна. Все зависит от того, какой именно комплект или набор деталей вам доступен.

Изготовление полотна

Установка рамы и обшивка ворот профлистом

Изготовление полотна начинайте с разметки и нарезки деталей каркаса. Все размеры необходимо брать из чертежа, который вы должны были составить на этапе проектирования. После того как нарезали все детали, начинайте сваривать из них каркас. Если вы хорошо умеете пользоваться сварочным инвертором, то самостоятельно выполняйте эту работу, если же нет, то лучше доверить работу квалифицированному сварщику. Это обойдется недешево, зато ворота не будут перекошены и не развалятся со временем. Во время сборки полотна обязательно используйте угольник, это позволит избежать диагонального перекоса полотна. Все детали каркаса должны быть цельными, не используйте сборки, сваренные из нескольких коротких кусков, они серьезно ослабят прочность полотна. Ведь сварной шов обладает хорошей прочностью на сжатие, средней на растяжение и очень малой на изгиб.

Перед началом сварочных работ зачистите все элементы каркаса от ржавчины с помощью проволочной щетки – насадки на болгарку, а после сварки обработайте швы зачистным диском, чтобы удалить шлак и наплывы металла. Перед обшивкой и установкой обязательно покрасьте каркас с помощью грунтовки для металла, это защитит его от ржавчины. Для обшивки используйте саморезы по металлу с мягкими шайбами под шляпками или заклепки, в зависимости от того, что есть в наличии и с чем вам удобней работать. Желательно, чтобы способ крепления обшивки, равно как и расположение крепежных элементов совпадали с обшивкой забора. Мы рекомендуем обшивать полотно только после навески, ведь один каркас легче и удобней, чем полностью обшитое полотно. Для обшивки можно применять те же способы, которые описаны в статье про ворота своими руками, а можно придумать что-то свое.

Установка роликов, кареток и направляющих

Элементы раздвижных ворот

Мы рекомендуем использовать для изготовления откатных ворот готовые комплекты, состоящие из роликов, кареток, ловушек и направляющих. Чтобы подобрать нужные комплекты в магазине, учитывайте, что каждый метр ширины ворот дает нагрузку в 100–140 килограмм, в зависимости от высоты и длины полотна. Если высота ворот составляет 2 метра, а ширина ворот 4 метра, то оптимальны ролики и каретки для нагрузки до 500 кг, а длину направляющих определяют исходя из ширины полотна. Для ворот шириной 5 метров оптимальны каретки и ролики под максимальную нагрузку до 600 кг. Длина нижней направляющей должна соответствовать полному ходу роликов, то есть длина полотна плюс ширина ворот и плюс небольшой запас. Длина верхней направляющей равна ширине ворот и расстояния от края заднего столба до каретки или ролика. Обычно это расстояние составляет 1–2 метра.

Подобрав каретки и ролики, а также определив места их установки и длину направляющих, приступайте к установке этих деталей на полотно и опоры. Это одна из самых ответственных операций, поэтому точность установки роликов, кареток и их направляющих должна быть не менее 0,5 мм. Сначала устанавливают ролики и направляющие, затем измеряют расстояние между ними и находят высоту верхней направляющей. Если же вы сначала установите направляющие, а потом под них будете крепить каретки и ролики, то может потребоваться частичная переделка полотна. Каретки и ролики, в зависимости от конструкции, крепят как с помощью болтов и гаек, так и с помощью сварки. При установке кареток недопустимо даже небольшое отклонение от направления движения полотна, в противном случае полотно будет двигаться с трудом, а ресурс кареток и подшипников снизится.

Тщательно подбирайте место для установки ограничительных роликов и ловушек. Отклонение даже на 1 мм от направляющей приведет к тому, что эти детали не смогут выполнять своей задачи и закрывание/открывание ворот сильно усложнится. Поэтому часть мастеров, не слишком уверенных в своих способностях, устанавливать эти детали лишь после навески полотна и регулировки роликов и кареток. В последнюю очередь обработайте зачистным диском (где возможно) и закрасьте грунтовкой все швы, с помощью которых вы крепили ролики, направляющие и другие элементы к опорам.

Навеска полотна

Для этой операции вам потребуется помощь 1–2 помощников. Вне зависимости от конструкции откатного механизма, общий алгоритм действий одинаков – необходимо насадить нижнюю направляющую на первый ролик или каретку (если у вас направляющая на земле или бетоне, то наоборот, надеть на нее ролик или каретку). Затем осторожно провести полотно вперед, не допуская отклонений по вертикали и соединить второй ролик (каретку) и направляющую. После этого полностью закрыть ворота, затем установить и отрегулировать верхние ролики. Следующим этапом является установка концевого ограничителя, который не позволит слишком сильно открыть ворота, а также ловушек и концевого ролика. После этого ворота несколько раз полностью открывают и закрывают, чтобы убедиться, что все элементы работают правильно. При необходимости ролики, каретки и направляющие регулируют. Если же на этапе изготовления каркаса, установки направляющих или роликов (кареток) допущены ошибки, то нормально отрегулировать ворота не получится, придется снимать полотно, исправлять ошибки и повторять навеску.

Рубрикатор: